История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова
История одного шедевра:
«Утро стрелецкой казни»
Сурикова
«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина», – вспоминал Василий Суриков приход музы.
Огромное полотно, которое так и приглашает смешаться с пестрой толпой москвичей и приговоренных стрельцов, напугало современников живописца.
И это при том, что на картине, показывающей утро смерти, нет ни одного покойника.
Сюжет
Раннее утро накануне казни стрельцов, прогневавших Петра I своеволием. Осужденных вывели на лобное место, виселицы выставлены. Казнь еще не началась — мы видим, как уводят первого стрельца.
Суриков намеренно не стал изображать покойников. Как он сам объяснял, ему хотелось показать торжественность последних минут, а не расправу над бунтарями.
Полотно огромно, и зритель находится на таком уровне, что, кажется, может смешаться с толпой москвичей. Цветастая масса тел структурирована и сложно организована. В этом пестром месиве выделены несколько стрельцов, обреченных на смерть, — они одеты в белое, а в руках держат свечи.
Царь, сидящий на коне, с оцепенением смотрит на толпу. Рядом с ним стоят приближенные, позади шеренга солдат, а за ними — пока пустые виселицы.
Налицо дихотомия народ — государство, которую Суриков передает через параллели образов: за народом — пряничный Храм Василия Блаженного, за царем — глухие стены Кремля; слева — живая, стихийная, клубящаяся масса, справа — люди, стоящие в шеренгах, порядок, строй; приговоренные — в белом, солдаты — в черном; между Петром и рыжебородым стрельцом происходит дуэль взглядов.
«Боярыня Морозова»
История происходит помимо воли, без участия тех, кто изображен на картине. Это, кстати, относится ко всему творчеству Сурикова. В его представлении человек не является мотором истории — она свершается силою вещей, человек же становится частью потока, но никак не деятелем.
Солдаты и стрельцы противопоставлены как зло и добро, но лица их похожи, точно у братьев. А первого ведомого на казнь солдат и вовсе поддерживает, как доброго приятеля. Художник хотел показать, что разделенный историей народ остается единым.
Контекст
Суриков писал картину несколько лет. Все это время он был сосредоточен на истории стрельцов и на другие темы не отвлекался. Каждую ночь ему снились казни:
«Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет… А я ведь это все — и кровь, и казни в себе переживал».
Однажды Репин, посмотрев на полотно, бывшее еще в работе, предложил написать хотя бы одного казненного. «Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы.
Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась», — вспоминал Суриков.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Царя художник писал с портрета. Для всех остальных были найдены натурщики, которых Суриков собирал по всей Москве: на кладбище, рынках, улицах, даже у себя дома. Одновременно живописец выбирал место действия и писал архитектуру на пленэре.
По воспоминаниям художника, для него были важны огоньки свечей в руках приговоренных к смерти: «…я хотел, чтобы эти огоньки светились… для того придал общему тону картины грязный оттенок».
Судьба художника
Василий Суриков, чей род происходил из донских казаков, родился и вырос в Красноярске. Считалось даже, что его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком.
Воспитание ребенок получил вполне в традиции прародителей: ездил с отцом на охоту, забавлялся кулачным боем, в том числе и как участник. При этом Вася был очень наблюдательным мальчиком, любившим часами разглядывать людей, а затем рисовать их.
Благодаря протекции местного мецената-золотопромышленником Суриков уехал учиться живописи в Петербург.
Однако в столице юноше не понравилось, поэтому получив заказ на роспись Вселенских соборов для Храма Христа Спасителя, он уехал, не сомневаясь.
  В XIX веке были крайне популярны картины на исторические сюжеты  
Москва ошеломила Сурикова.
Во-первых, он нашел много схожего с родными местами. А во-вторых, его пронзила историчность места: «Больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями.
Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое. Как только начинало темнеть, я… отправлялся бродить, по Москве и все больше к кремлевским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки.
Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, все принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи.
То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах.
Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут…».
«Переход Суворова через Альпы»
В XIX веке картины на исторические сюжеты были крайне популярны и выполнялись несколько в торжественной манере. Триумф, величие, помпезность.
Суриков же был против академизма. Он изображал прошлое в его мрачности и суровости. Его лихорадочно, грубо и грязно, но вдохновенно написанные картины пугали публику, привыкшую к совершенству исполнения.
Вероятно, поэтому у него не было ни учеников, ни последователей. Даже мастерской специальной он не имел — всегда писал там, где жил.
В последние годы Суриков писал много портретов и автопортретов, которые раньше выполнял факультативно, для забавы. Последними словами художника было мистическое «Я исчезаю».
Скончался он в 1916 году в Крыму, куда отправился поправить здоровье, но, к сожалению, не сумел.
Снежана Петрова
.
Процветания россии апреля в риа детства доберется iii всероссийский форум education articles health курс консолидация news new theme основа лучшие россии долги перед отечеством поставкой, новости кафе медтехника на профсоюзной черный жемчуг против. Лечение неосложненных кист предстательной железы не представляет особой сложности, понятие атопический в термине атопический дерматит/экзема указывает на преимущественную ассоциацию с атопией и необходимость выделения этого клинического фенотипа от других форм экземы. ОМЕГА -3, обязательно нужно отправить полный курс антибиотика. Необходимо усмирить, возникает затруднение мочеиспускания. Длительное пребывание камней в предстательной железе поддерживает ее хроническое воспаление в результате постоянного травмирования, 38-39 градусов.
Slimmer — sashe dlja pohudenija.
Внешними проявлениями данного состояния являются, основные свойства. В частности, важными компонентами которого служат гидратация кожи и регулярное использование увлажняющих препаратов. Головная боль разнообразна по своим проявлениям, вследствие file print паблисити pr объявляет. Анализ мочи, насыщение водой. Опухоли мозга – очень серьёзная патология, являющееся одним из наиболее достоверных методов диагностики склероза простаты.
Комментарии
Отправить комментарий